В том числе и в Асбесте, хотя среди местных жителей участвовал лишь один кандидат.
Партия «Единая Россия» провела праймериз — предварительное голосование для отбора кандидатов в Государственную думу и региональные Заксобрания. В этом году и без того неоднозначная процедура окончательно превратилась в спектакль с заготовленным сценарием и принудительно собранной публикой.
Когда праймериз «Единой России» только были придуманы, их цель была, в принципе, благой. Партия хотела избежать внутренних конфликтов и закулисных договоренностей, связанных с отбором кандидатов. Такие конфликты и тайные сговоры снижают доверие к партии и подрывают ее позиции — ведь по их результатам кандидатами могут стать не популярные политики, а наиболее опытные мастера интриг.
Но, увы, на практике все получилось не «как лучше», а «как всегда». Стремление к прозрачности разбилось о желание провести в депутаты «нужных и правильных людей». Праймериз дали серьезный сбой в 2016 году, когда в Свердловской области в числе победителей оказалась актриса Юлия Михалкова, которую власти никак не хотели видеть депутатом. На нее пришлось серьезно надавить и заставить снять свою кандидатуру. То же произошло и еще с несколькими кандидатами.
К 2021 году выводы были сделаны, и праймериз прошли совсем по-другому. Все вернулось на круги своя. Если раньше закулисные торги проходили за три-четыре месяца до выборов, то теперь они просто сместились по времени на полгода раньше. И на праймериз вышли уже согласованные и одобренные кандидаты, которым дали «зеленый свет». Реальной конкуренции практически нигде не было, за очень редким исключением. В той же Свердловской области победителями почти везде стали действующие депутаты или одобренные областной властью кандидаты.
И все бы хорошо, но встал вопрос — как привлечь интерес избирателей к такой процедуре с заранее известным результатом? Ведь понятно, что желания участвовать в ненастоящих выборах с предсказуемым итогом у людей нет совсем. И тут в ход пошел старый добрый административный ресурс. Если люди не хотят голосовать самостоятельно, надо их заставить.
За несколько недель до праймериз в СМИ стали появляться многочисленные сообщения о том, как бюджетников заставляют регистрироваться на сайте «Госуслуг», чтобы затем проголосовать на электронных праймериз. По традиции каждого бюджетника просили привести с собой еще нескольких избирателей. Что характерно, никакой особой конспирации не предпринималось — рассылки с требованиями зарегистрироваться и проголосовать делались в чатах WhatsApp, и скриншоты почти сразу попадали в соцсети и СМИ. В «Единой России» дежурно все отрицали и говорили, что к ним жалоб не поступало.
Методы давления сработали. В Свердловской области на праймериз проголосовало почти 340 тысяч человек, это более 10% избирателей региона. На эту цифру можно ориентироваться — это тот минимум, который «Единая Россия» может привести на выборы за счет административного ресурса.
Но даже принуждением всё не ограничилось. Если кто-то ждал, что выбор подневольных бюджетников ради приличия будет учтен, то он ошибался. Не прошло и суток после подведения результатов голосования, как стало понятно, что многие из кандидатов, занявших первые места, депутатами становиться не собираются.
Например, совершенно точно не пойдут в свердловское Заксобрание мэр Березовского Евгений Писцов, вице-губернатор Сергей Бидонько, министр образования и молодежной политики Юрий Биктуганов, замгубернатора Алексей Шмыков, мэр Сысерти Дмитрий Нисковских. А ведь все они набрали большинство голосов и заняли первые места в своих территориальных группах. Если эти группы получат мандаты, то депутатами станут не победители, а те, кто занял на праймериз вторые и третьи места. Как правило, это куда менее популярные и известные люди.
В итоге праймериз превратились в плохо скрываемый фарс. Сначала мы заранее договариваемся о том, кто станет депутатом. Потом заставляем бюджетников голосовать на этих неконкурентных выборах. А потом проводим в депутаты не тех людей, кто занял первые места. И это еще при том, что в сентябре операция по применению административного ресурса повторится, причем в усиленном масштабе. Бюджетникам снова придется голосовать за тех же людей, но уже на настоящих участках.
Как результат — к 2021 году процедура праймериз стала слишком скучной и неэффективной. Призванная сделать партийные процессы более прозрачными и привлечь внимание к ЕР, она теперь все больше раздражает избирателей и не решает своих изначальных задач. И, скорее всего, уже к следующим выборам «Единой России» придется что-то менять в самой процедуре или искать способы, как смягчить недовольство электората. Если, конечно, следующие выборы вообще будут ей нужны.
Алексей Шабуров
Источник
|