О них рассказали краеведы, пройдя вдоль реки Грязнушки.
2020 год досадно удивляет нас вселенскими неприятностями. Но краеведы не сухие клопы, чтобы отлеживаться где-то под ковром. В лесу пандемия нас не возьмет, это точно. В лесу нас встретит здоровый воздух и… красота. Как раз сейчас кто-то невидимый поливает по ночам зеленые кроны берез чистым золотом. Спешите видеть, как оно слетает, кружась и падая к вашим ногам…
25 сентября группа рефтинско-асбестовских краеведов числом пять человек (Рубцов В.Н., Копырин А.Л., Кожевников О.М., Шишминцев М.В. и автор этой статьи) прошла маршрут вдоль реки Грязнушки, истекающей из Грязновских вершин, а впадающей в Пышму, и, сделав крюк, осмотрела ее окрестности.
Маршрут начинаем от поселка Папанинцев, стоящего прямо на реке Грязнушке. Кстати, лет 10-15 назад эта неприметная речка едва не смыла поселение.
В начале 20 века здесь построена фабрика по обогащению асбеста, добываемого на ближних приисках. Появилось какое-то население. С началом 1-й Мировой войны прииски закрылись, но жители поселка остались. Кто-то охранял имущество фабрики и приисков, кто-то наблюдал за охранниками, кто-то промышлял по-тихому золотишко…
В 1926 г поселение числилось в составе Ильинского сельсовета Белоярского района. Здесь имелось 22 двора и проживало 37 мужчин и 9 женщин. Женщин маловато…
Да, населенный пункт имел название рудник «Трудовой отдых». Весьма глубокомысленное наименование…
К 1928 г название несколько скорректировали: рудник «Труд-Отдых» (Грязнушка). Все таки дефис разделил антагонистов… И в 1939 г сочетание Труд-Отдых никого не смутило. А к 1956 г поселок уже именуется Папанинцы. Возможно, смысл переименования такой, что вот, де, папанинцы 9 месяцев дрейфовали на льдине – и трудом это не назовешь, и отдыхом язык не поворачивается, т.е. синоним прежнего названия (или антоним…).
Итак, двигаемся вдоль реки. Первый прииск асбестовый. Называется Александровский. Открыт в 1886 г. Разрабатывался несколько лет. Кстати, очень многие золотые и асбестовые прииски по Грязнушке в разное время принадлежали Имшенецким и аффилированным с ними лицам. В том числе и Александровский асбестовый.
О.М.Кожевников нашел здесь кусок асбосодержащей породы с длинными волокнами, прекрасного качества. Странно, ибо по сведениям геолога Тарасова (30-е гг) этот и соседние прииски закрыли из-за низкого качества асбеста.
Вдоль реки часто встречаем следы работ по золоту. Впрочем, не так, как на Каменке, где промыто и по-страшному перекопано все русло.
Поле, куда мы выходим, и окружающий лес весьма живописны.
Здесь же дорога вдоль реки уходит на противоположный берег – есть прочный мост.
Поле — это сегодня, а сто лет назад здесь тоже был золотой прииск.
В верховьях речки Журавлик также работали по золоту, есть остатки фундаментов приисковых строений. Находим и некоторые кованные вещи.
Дальше наш путь по просеке к Старицкой дороге, по которой мы хотим вернуться к верховьям Грязнушки.
Прииск Удалой. Древнюю дорогу находим далеко не сразу. Несколько километров идем по лесу, постоянно натыкаясь на поваленные нынешним буреломом деревья.
Все-таки дорога нашлась. Уже веселее.
Проверяем дорогу на «древность». На протяжении метров 200 находим несколько обломков подков. Да, эта та самая Старицкая!
Вдоль дороги еще несколько приисков на логах и ручьях. На Спиридоновском прииске мощная дамба для задержки воды.
Уралитовский асбестовый прииск. Неплохо разработан и довольно чист.
В отличии от Михайловского – замечательного историко- культурного объекта, великолепно сохранившегося, огромного, оставленного в том виде, в котором он находился в 1914 г… но загаженного по периметру несанкционированными свалками.
Возвращаемся в ту точку, где начали маршрут. Впечатление от маршрута и всего этого дня – замечательное.
Юрий Сухарев, краевед, член Русского географического общества
|