«Нам бы про души не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы с нашими скоростями, не забыть, что люди мы. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти – все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь!"
В.М.Шукшин.
19 октября на большой сцене Дворца культуры «Русь» прошла очередная премьера народного театра «КЛЮЧ». На спектакле присутствовали в основном люди старшего поколения, любящие и почитающие В.М. Шукшина, — писателя, режиссера, талантливого актера, который силу и красоту своих героев показывал через их большую любовь к людям. Увертюрой к спектаклю стала театрально-музыкальная картина (музыкальное оформление - звукооператор ДК «Русь» А. Трухин) летней ночи, создавшая необходимую атмосферу для зрителя, да и для актеров тоже. Где-то звучат голоса деревенских женщин, поющих задушевную песню. Прогуливается влюбленная парочка, которой помешала молодежь…. А вот и встревоженный дед уводит загулявшуюся внучку от дружка… Начинается рассвет….пение петухов, пробуждение деревни. Проходит женщина с коромыслом….. И на сцене открывается зрителю картина деревенской улицы: забор, плетень с подсолнухами, русские березы, деревенские лавки и ступеньки ведущие в сельский магазин… А вдали холмы и бегущая река….(Оформление сцены художника ДК «Русь» - И. Чудовой).
Слышен звук подъехавшей машины….Привезли товар. На сцене первые герои спектакля. Это жители деревни (Е. Томилова, Н. Белокопытова, Л. Малыгина, А. Хвостанцева, М. Иноземцева, Е. Никитина, А. Дорогов).
Спектакль «Человек из очереди» собран из фрагментов семи рассказов В. Шукшина, раскрывающих души людские, их радость, боль, раздумья о нашем бытие…..
Первая сцена – рассказ «Обида». В ней замечательно справились с ролью Е. Новоселова (продавец) и В. Никитин (грузчик). А. Гурьев с чувством прожил жизнь главного героя – Сашки, где ему помогли Л. Малыгина (жена) и самая маленькая актриса театра Н. Никитина (дочь). Ну и, конечно, герои из Очереди.
Но вот магазин открывается, и толпа кинулась за своими ….. покупками. А на сцене незаметно возникает вторая сцена, родившаяся из фрагмента рассказа «Приезжий». Здесь свое актерское мастерство по раскрытию чувств человеческих, открывали актеры театра И. Чудова, В. Белоусов, А. Хвостанцева, а помогли им представители молодого поколения нашего театра И. Золотова, С. Ризванова и В. Михеева.
«Верую»- это рассказ В. Шукшина, из которого взят небольшой фрагмент, но емко раскрывший большую человеческую проблему, через яркую игру актеров – А. Дорогова и Н. Михеевой.
Четвертая сцена полностью поставлена по рассказу «Три грации». Сцена типичная для многих поколений.Ведь всегда были, есть и будут те самые, которые умеют смеяться только над другими.Это очень точно, с огоньком показали наши актрисы – Н. Белокопытова, Л. Малыгина, Н. Михеева, а помог им в этом проходящий герой (В. Белоусов) и приезжие - бабушка с внучкой (Е. Белоусова и Н. Никитина), органично прожившие свой образ.
Пятый рассказ В. Шукшина «Бессовестные», тоже был взят в работу без сокращений. Замечательная эмоциональная игра творческой группы актеров – А. Гурьева, Н. Белокопытовой и В. Матвеевой вызвала незамедлительную реакцию зрителя! Актерам помогали – И. Золотова и С. Ризванова, И. Чудова и М. Иноземцева.
Шестая сцена – фрагмент из рассказа «Психопат». Главный герой (А. Белоусов), человек дарящий людям книги. Зритель не слышит слов, здесь звучит очередная песня супругов Никитиных,…. но, он чувствует состояние героев, понимает их характер. Е. Томилова, Л. Малыгина, В. Матвеева, Е. Белоусова - ярко проживают роль своих сценических образов во взаимодействии, а Н. Михеева, проявляет актерское мастерство перевоплощения в больного старого человека на фоне основного диалога двух представителей сельской интеллигенции: учителя и врача. Актрисы театра М. Иноземцева ( до этого прожившая жизнь старушки в очереди) и И. Чудова (отыгравшая психологическую роль в сцене «Приезжий») мастерски прожили ситуацию своих героинь. В этой сцене, как и во многих других, хочется особо отметить семейную пару – Е. Никитину и В. Никитина. Они не только проживали по ходу спектакля образ семейной пары, не утратившую с годами любовь друг к другу, но и радовали всех своими задушевными песнями.
Сцена седьмая, полностью воплощенная из рассказа «Сапожки», как и все сцены, плавно вышла в финал спектакля, собрав всех актеров на сцене. Многие нашли здесь очередной новый образ ( А. Гурьев, В. Матвеева, Л. Малыгина). Эта массовая сцена в работе давалась с большим трудом…. Но в этот день жили на сцене все.
Отличная работа актерского дуэта. Сначала раскрытие характера главного героя, работа актера - мастера А. Дорогова. На сцене искренняя борьба. Борьба с самим собой, с людьми из очереди. Яркий, эмоциональный выход А. Хвостанцевой в конце сцены. Маленький эпизод … большого актерского мастерства, раскрывающего образ любимой и любящей жены.
И в итоге сцена заканчивается вновь театрально-музыкальной картиной. Звучит фонограмма песни в а капельном исполнении и каждый герой спектакля проживает мгновенье жизни, где улавливается главная мысль - только человеческая теплота, семья, забота, любовь смогут сделать человека счастливым. Вот смысл человеческой жизни, вот суть человеческих отношений.
Герой из последней сцены говорит такие слова: «Вот так живешь – сорок пять лет уже – все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… и так подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?....»
По-моему, в день премьеры была подарена радость и зрителям и актерам! Теплые, продолжительные аплодисменты звучали в зале и на сцене.
Спасибо всем, кто разделил с нами в этот день атмосферу премьерного праздника, теплые слова в адрес актерам народного театра «Ключ», откликнувшихся на призыв поставить спектакль за 33 дня в честь светлой памяти В.М. Шукшина и проявить свое трудолюбие, выдержку, терпение, выразив этим самым бескорыстную любовь к театру. Низкий поклон В.М. Шукшину за то, что он продолжает оставлять свой творческий след в наших душах.
Л. Мазина – режиссер народного театра «Ключ».
|