Всемирный день азбуки Брайля, также известный как Международный день Брайля, отмечается ежегодно 4 января. В этот день родился Луи Брайль, французский тифлопедагог, прославившийся как создатель рельефно-точечного шрифта для незрячих.
Азбука Брайля представляет собой комбинацию выпуклых точек, хорошо воспринимаемых пальцами рук. В европейских языках для передачи буквенного, пунктуационного, математического, химического, физического, нотного символа используется от одной до шести точек из числа матричного шеститочия.
Точки расположены в два столбца по три в каждом, нумерация их осуществляется сверху вниз и справа налево. Человеку, пишущему шрифтом Брайля, необходимо поместить лист бумаги в специальный прибор со множеством крошечных ячеек, и прокалывать его металлическим стержнем- грифелем. Писать приходится справа налево для того, чтобы при чтении сохранялось привычное направление движения - слева направо.
Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия, а при написании последующих букв добавляются нижние точки. Для обозначения нотных, формульных знаков, цифр и других математических символов добавляются дополнительные обозначения, состоящие из комбинации тех же шести точек. Традиционный шеститочечный Брайль включает 64 символа, в то время, как восьмиточечный - 256.
По причине малочисленности символов в европейской рельефно - точечной письменности нередко используют двуклеточные знаки, то есть, состоящие из двух знаков, каждый из которых построен из шести отдельных друг от друга точек. Знак рельефно - точечного шрифта Брайля имеет высоту 0,6 миллиметра, диаметр- 1,4 миллиметра, ячейка прибора для письма шрифтом Брайля ограничена размерами 4,2 миллиметра на 7 миллиметров.
Писать и читать наощупь такой шрифт кажется чрезвычайно трудно, но для незрячего человека это является так же естественно и просто, как чтение и письмо печатным шрифтом для людей с хорошим зрением. Шрифтом Брайля напечатаны миллионы текстов, он используется в адаптации компьютерных технологий, а также при создании доступной среды во всем мире.
Осваивая рельефно - точечное письмо дети без зрения запоминают правильное написание слов и постановку знаков препинания, чего никогда нельзя будет добиться при восприятии текстов только на слух. Именно шрифт Брайля смог когда-то помочь незрячим и слепоглухим людям стать частью общей системы образования: заканчивать не только школы, но и университеты, академии, защищать диссертации, становясь учеными, практическими и теоретическими исследователями во всех областях знаний.
Источник
|